Герб – исторический герб г. Тихвин, дарованный 10 (21) июля 1773 года после наделения Тихвинского посада статусом города. «Щит, разрезанный надвое дугою серебряною, означающий часть Зодиака, на которой изображен черными литерами год учреждения сей слободы городом; верхняя часть щита голубая, на которой сверху происходит золотое сияние, показующее, что сие место и прежде было знаменито, в нижней части на червленом поле изображены Императорская корона, показующая милость и протекцию к сему граду Ея Императорского Величества, а червленое поле показует ревность и усердие, какое корона за оказанную милость к сему селению от граждан тех надеется».
(ПСЗ.Т. XIX, № 14.009, стр.792-793), (ПСЗ. Собрание (1649-1825): Книга чертежей и рисунков (гербы городов), стр. 54) Положение о гербе утверждено решением совета депутатов Тихвинского ГО от 18.10.2006.
Административный центр Тихвинского района Ленинградской области, население г. Тихвин на 1 января 2023 года 58 057 человек.
Доминируют религиозная, культурная и военная тематики. Сохранились предания о «литве», о борьбе со шведами. Ранние сюжеты связаны с явлениями и чудесами Тихвинской иконы, а через нее - с фигурой Ивана Грозного, основавшего Успенский и Введенский монастыри, которые затем пережили разорение и восстановление. Есть фольклорная память и о Петре 1 – хотя его замыслу о водной Мариинской системе было суждено сбыться век спустя. В XIX веке прирастает так называемая «тихвиниана» - корпус краеведческих и исторических текстов о Тихвине и окрестностях, в основном, стараниями краеведов, педагогов и просветителей И. П. Мордвинова и И. Я. Бередникова, чьими именами названы библиотеки и краеведческие чтения. Начало XX века в Тихвине запечатлено в прозе Тэффи, хорошо знавшей Тихвин и опоэтизировавшей его обывателей в поздней прозе. Военное время прокатилось по Тихвину страшной бомбежкой станции с тысячами жертв, среди которых неизвестное до сих пор число эвакуированных ленинградских детей, месячной оккупацией и историей партизанского движения. Во время войны открывается музей Римского-Корсакова – ныне одной из туристических «точек притяжения» города. Отличительная особенность позднесоветского времени в Тихвине состоит в активных побратимских связях тихвинцев с французами и финнами (гг. Эрувиль-сен-Клер (Франция) и Имтрой (Финляндия), сохравнившихся не только в живых рассказах и впечатлениях сотен горожан, но и в историях любви и браков. Последние годы Тихвин переживает постоянное изменения облика города за счет благоустройства набережных, островов и включения в городское пространство бывших деревень (Астрачи, Стретилово и др).
Писательница Надежда Лохвицкая (Тэффи) (1872–1952) – писательница, поэтесса, мемуаристка, переводчица. С Тихвиным связана через семью отца и брак с Владиславом Петровичем Бучинским, с которым венчалась в Спасо-Преображенском соборе; в Тихвине Бучинские жили около года после рождения дочери, позже в рассказах Тэффи тихвинские литературоведы и краеведы угадывали прообразы многих своих земляков, обрисованных с присущими Тэффи юмором и легкой грустью.
о. Сергий Гарклавс – хранитель Тихвинской иконы Божьей матери (1927–2015) – Сергий Георгиевич Кожевников, с 1944 г. – приемный сын архиепископа Иоанна (Гарклавса), чью фамилию принял. В 2004 г. принял непосредственное участи в возвращении Тихвинской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, хранителем которой он был после кончины своего приемного архиепископа Иоанна (Гарклавса). С декабря 2012 г. нес ответственное послушание духовника Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, где пребывает Тихвинская чудотворная икона Богородицы.
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)
– композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик, член «Могучей кучки». Автор 15 опер и 3 симфоний. Родился и вырос (до 12 лет) в Тихвине, в дворянской семье, известной своими традициями службы на флоте. Дом находится напротив Богородичного Успенского монастыря, на берегу р. Тихвинки. Отец композитора служил новгородским вице-губернатором и волынским гражданским губернатором. Семья переехала в Санкт-Петербург в 1862 г. Похоронен композитор на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей ТИМАХМ г. Тихвин, ул. Тихвинская, 1
Основан педагогом и исследователем Тихвинского края И. П. Мордвиновым, который в 1913 г. открыл Музей местной старины. В 1919 г. его коллекция национализирована и объединена в Тихвинский межрайонный краеведческий музей, размещенный в здании ликвидированного Большого Успенского монастыря. Основной фонд музея утерян во время оккупации Великой Отечественной войны, часть экспонатов вывезена фашистами, их судьба неизвестна, другие экспонаты пострадали во время бомбежки здания хранилища и пожара.
Основа нынешней коллекции музея – экспонаты музей школы № 1: с 1959 г. ученики вместе с учителями формировали новый фонд из предметов-даров местных жителей; в 1966 г., в год 25-летия со дня освобождения города от фашистской оккупации коллекцию (более 27 разделов) подарили городу.
С 1968 г. музей располагается в Тихвинском Богородицком монастыре, с 1995 г. – делит эту территорию с монастырской общиной возродившегося монастыря. Собрание музея насчитывает около 40000 экспонатов: старинные фотографии и негативы, киноматериалы, оружие, археологию, редкие книги, нумизматика и др.
Постоянные экспозиции музея: «Дом Пречистые Богородицы на Тихвине» (о Тихвинской чудотворной иконе Богоматери), «Из прошлого Тихвинского края» (этнография), «Из истории создания археологической коллекции Тихвинского края», «Лики ушедших времен» (предметы быта рубежа XIX-ХХ вв.), «К столетию начала 1 мировой войны».
Сейчас предметы быта разных эпох вынужденно вписаны в помещения со сводами. Запланирован переезд из монастыря. В некоторых залах открыты фрагменты росписей. Птичка с одной из прялок стала символом музея.
реконструкция шлюза Тихвинской водной системы.
«Этот мост соединяет старую и новую часть города. Когда приехал тогда, я помню, Путин и спросили, жители, что бы он здесь у нас сделал, то, сказали – восстановить фрески в Успенском соборе и шлюз. Он сказал: восстановим шлюз. Вот, шлюз был восстановлен» (ТхЖ46). Во время экскурсии с директором ТИМАХМ.
Монастырь и музей на одной территории: монастырская община возобновилась здесь в 1995 году, и вот с 95 года монастырь стал использова-… ну, в совместном использовании с музеем. И а… очень долгое время вот наше сущес-… сосуществование было мирным, потому что монахи, которые появились здесь, в монастыре, они сами многого не знали, то есть они многим вещам учились от музейных сотрудников. <…> И в 95 году а… а вот Санкт-Петербургская епархия поставила такое ну, не, ну наверное, это не Санкт-Петербургская, а вообще это было условие для того, чтобы открыть монастырь нужно было набрать там 10 или 15 монахов и, конечно же, в то время набрать такое количество монахов было невозможно и, поэтому он [настоятель] а… например, постригал и говорил: «Ну ладно, вы потом уйдёте»… - типа… главное, открыть монастырь или там а… Такой вот этой отправной точкой является, наверное, 2004 год, это возвращение Тихвинской иконы Божьей Матери, когда здесь э… ну монастырская община была такой маленькой и она была бедной очень, и вот с возвращением иконы все очень сильно изменилось. <…> К монастырю, ну, стало проявляться огромное количество внимания, да, то есть сюда приезжали и меценаты, и люди очень высокие, и президенты, все прочее, ну и больш-… высокие начальники. Здесь монастырь стал преображаться, ведь самые такие масштабные реставрационные работы а… вот после советского времени здесь были проведены именно вот 2003-2004 год, к возвращению иконы, и, конечно же, сюда хлынул огромный поток паломников и вообще просто посетителей а… вот и… Монастырь стал набирать силу и вот э… <…> Э собственно говоря, у нас э м пока не было вот э, наверно, такой денежной составляющей конкурентной, бы было все хорошо. Как только вот монастырь увидел, что на экскурсиях тоже можно зарабатывать деньги, а ну я могу сказать, что вообще я все время всем говорю, что маркетингу нужно учиться в монастырях, потому что, во-первых, они никогда не жалеют денег на обучение сотрудников, то есть все монахи, которые здесь были, они получили по два-по три высших образования. ТхЖ45
Музей «Астрача, 1941» (филиал ТИМАХМ, д. Астрача, 33, пригород г. Тихвин)
Группа ВКонтакте
Открыт в 1975 г. в здании бывшей начальной школы по инициативе участников организации «Красные следопыты» Бокситогорского района как народный музей, вскоре приобрел статус государственного. Здание музея – частный дом семьи местного лесничего Э. Ф. Дамберга, где размещалась начальная школа. После боев 1941 г. это один из немногих уцелевших в деревне домов. В 2022 г. открыт для посетителей с обновленной экспозицией – «Война глазами Павлика и Пауля», рассказывающей о событиях под Тихвином периода оккупации через реальные истории русского и немецкого мальчиков, чьи судьбы перевернула война.
В 2013-м году мы с чего начали: написали концепцию развития музея. Значит, затем стали думать, что же делать с этим музеем, и э как раз э… к нам приехала немецкая писательница Анна Тукерман и рассказала нам историю Пауля Балтуса. А до этого совсем недавно вышла книга нашего тихвинца Павла Светлова. Я, когда вот услышала историю Анны Тукерман, у меня сразу же мгновенно родился проект: два Павлика - один немец, один русский; оба пережили абсолютно то же самое. И у меня сразу родился проект «Война глазами Павлика и Пауля». Вот, я об этом рассказала, мы написали с Виктором Геннадьевичем грант и выиграли его, к своем удивлению (смеется). Вот, и получили софинансирование правительства Ленинградской области, ну все-таки это грант серьезный… Ну и нам разрешили к 9-му мая ее открыть на одну неделю в честь э… праздника, поскольку вот э сюда к 9-му мая всегда традиционно, 9 мая и 9 декабря на две наши эти памятные даты э съезжаются со всех городов с Тихвина, Бокситогорска, Пикалево, то мы вот музей открыли и неделю у нас у очень эффективно отработал, вот. Ну, что касается а м а… вот этого проекта «Война глазами Павлика и Пауля», то вот главная цель этого проекта показать, что детям не место на войне, и через две личные истории мы показываем э судьбу все всю судьбу и историю всей нашей страны, и э вот в э, кончено же, основной акцент мы делаем на местную историю - это э Тихвинскую операцию. <…> Мы, конечно, ориентировались прежде всего на молодое поколение, чтобы детям было интересно, потому что э практически все выставки, посвященные Великой Отечественной войне, и все музеи, посвященные Великой Отечественной войне, они все похожие друг на друга. Вы, наверно, сами это знаете, если Вы занимаетесь вот исследованиями, поэтому а нам хотелось сделать что-то вот такое, что бы привлекло внимание людей и посетителей, ну э вот еще раз повторюсь: это прежде всего ориентировались на молодое поколение. <…> Ну, во-первых, это пока, может быть, конечно, это не совсем новое, это показать через личную историю и через историю детей, потому что ну помимо у нас вообще экспозиция она очень глубокая и многослойная, а здесь мы использовали не только а историю вот этих двух мальчиков, мы еще использовали а материалы, которые хранятся в нашем музее. И а это истории детей, которые пережили оккупацию в Тихвине, то есть эта история, она тоже включена вот в ткань этой экспозиции. Сюда также включена сама история Тихвинской оборонительной наступательной операции, в целом история Великой Отечественной войны, и а поскольку вот с Паулем это еще пр Восточно-Прусская операция, то есть это вот такие осно основные моменты, которые мы используем здесь. Ну и вот э в этом зале, он пока у нас еще в… он был просто временно сделан к открытию 9-го мая, то есть мы попросили нашу Детскую художественную школу написать вот нарисовать рисунки к 9-му мая, поставили здесь парты, вообще мы здесь хотим осветить э историю школы… Историю земской школы, советской школы, и а вот через (прокашлялась) опять же историю детей показать историю нашей страны вот в это в советский период. Ну не в даже не советский, здесь мы больше берем в 20-м веке н… историю образования показать, и то, что через э школь э через в общем-то, можно сказать, шк историю школы и возник этот музей, да? Потому что благодаря работе учителей, благодаря у… работе ребят, ну в общем-то возник и этот музей. ТхЖ45
клятва тихвинских подпольщиков:
Государственный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова, ул. Римского-Корсакова, 12
Музей открыт 23 июля 1944 г., в доме, где родился и рос композитор, а затем был жилой дом и музыкальная школа. Усадьбу Римских-Корсаковых построил в 1801 г. дед композитора, Петр Воинович Римский-Корсаков. Сейчас музей открыт после завершения реставрационных работ, без постоянной экспозиции, работает стендовая выставка «Хранитель памяти. Дом Н. А. Римского-Корсакова.
Часть экспозиции музея размещена в концертно-выставочном зале «Полковая церковь» (соседнее здание). В основном фонде музея более 15000 предметов, включая представляют личные вещи Римских-Корсаковых, предметы дворянского быта, мебель, клавиры и партитуры с автографами композитора. Огромный вклад в формирование мемориального фонда внесли его сын и внуки.
Как музей этот Дом, Дом Римских-Корсаковых, был открыт еще в годы войны, в 1944 году, к столетию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. <…> вот тут мы говорим об одиозной фигуре Сталина, да, с одной стороны, а с другой стороны, мм, к столетию со дня рождения композитора, он подписывает указ Совнаркома об открытии здесь музея. <…> Здесь в этом Доме, Доме Римских-Корсаковых жили, мм, немецкие офицеры, солдаты, неизвестно, в общем, жили немцы. Но для Красной Армии выбить немцев из Тихвина, то есть освободить от оккупации было очень, чрезвычайно важной задачей для того, чтобы не сомкнуть второе блокадное кольцо Ленинграда. И вот в декабре, начале декабря, то есть ровно месяц – с 8 ноября по 9 декабря Тихвин был под оккупацией, и освободили. И это был декабрь 41-го, а зимой 42-го, то есть через, ну, буквально, пару месяцев после освобождения Тихвина сюда приезжает специальная команда, которая оценила ущерб, нанесенный дому, ну и, говоря современным языком, чтобы составить проектно-сметную документацию, мм, какие ремонтно-восстановительные работы хотим произвести. Вот с 42-го, по сути дела, и по 44-ый – за два года были эти работы произведены, тем более, что во время боев за Тихвин, сюда в правую часть Дома, мм, попал снаряд. Но вот такая счастливая судьба была у Дома. Он прошел по касательной, мм, ну снес часть постройки, крышу, но он даже не разорвался, упал в саду, поэтому Дом был восстановлен и вот именно день столетия – 18 марта, по новому стилю, 44-го года Сталин подписал, как я уже сказала, постановление Совнаркома об открытии здесь музея. А 23 июля музей был открыт. То есть здесь такая важность, да: во-первых, какова была вера в победу, то есть это еще одна из жесточайших войн, а в маленьком Тихвине провинциальном открывают Дом-музей композитора. Ну и такое вот значение, которое придавалось, конечно, Римскому-Корсакову, то есть его бесспорный гений русской музыки был признан и вот советским строем, правительством и так далее. Это вот такая вот история. ТхЖ65
У нас сохранились даже вот как раньше в советское время велись там книги посетителей, где писали и, начиная с 44-го года, где писали вот даже посетители свои фамилии, должность вот, когда они посетили, там, свои отзывы, да, это все у нас есть, это невероятно интересно почитать, еще вот этими ручками с перьевыми чернилами. ТхЖ65
Нам многие посетители говорят: «Вы знаете у вас ну просто какое-то невероятное ощущение! Вот вы в одной комнате рассказали…». Причем, это говорят все годы, я здесь 11 лет работаю, все годы, разные совершенно люди, но говорят одно и то же. «Мы перешли из одной комнаты в другую, невольно оглядываешься – такое ощущение, что о ком вы рассказываете, сейчас ведь за нами войдет сюда». Кто-то из Римских-Корсаковых, понимаете? ТхЖ65
Природно-этнографический музей «Лапоточек» (п. Пашозеро) создан в 2013 г.; паспортизован. Экспонаты собирались с 2004 г.
Расположен на втором этаже здания школы, содержит этнографический и природный разделы. 1500 экспонатов, в основном предметы быта и ремесла, типичные для данной местности; часть экспонатов передана школе природным парком «Вепсский лес».
Рассказывали, что в хрущевские времена по краям полей сеяли кукурузу, а в глубине – рожь, так как кукуруза не вызревала в северном климате. ТхЖ59
Как только видим, что освобождается квартира, родители умирают, детям ничего не нужно, вот, они считают, что это хлам в общем-то, и они начинают выносить на помойки. Как только мы видим - у нас есть свои люди, которые со всех сторон уже смотрят… Вот, там вот чемодан понесли, мы (свистит) туда и очень многие вещи мы спасли просто, вот. Допустим, гармонь, полотенце были выкинуты в чемоданах ТхЖ59
«[Тур] называется «зачарованный вепсский край». Приезжает группа, две женщины говорят: «Что у вас тут зачарованного?». Мы говорим: «Так вот, природа, как бы, то да сё». «Не, ну это как природа, что у вас тут зачарованного-то?». Мы опять: «Птички, туды-сюды». Короче, они ушли, две подружки, слушать не стали. Потом я к гиду говорю: «Вы как-то знаете, вы что хотите увидеть? Чтоб Баба Яга на метле пролетела или чтоб из леса кто-то вышел сплясал?»» (ТхЖ59).
Всякие страсти-мордасти им порассказываешь, летучие змеи в наших лесах водятся, сейчас я вам расскажу, попугаю вас. … Летучие змеи, где-то до 50-ых годов, бабушки рассказывают, что якобы тут вот водятся в болотах вепсских летучие змеи с красным гребнем. Могут летать, нападает на человека, кусает, тот умирает. Причём, до того, как умереть, скидывает с себя одежду, бежит обнажённый, потом падает, укушенный, и даже с землёй во рту находили, действительно находили таких людей. В милиции у меня муж работал, действительно такое было, но змеи это или не змеи, может болотным газом надышались, может быть багульник очень вонючий тоже, галлюцинации, но не суть. Короче, змей. И бабушки видели. Видели. Гнался-гнался. ТхЖ60
Школьный музей «Истории и культуры родного края» Музей школы № 9, открыт 1995 г.; паспортизирован.
Информация о школьных музеях
Самая продолжительная экскурсия – это, понятно, что не больше, чем урок. Лучше, конечно, меньше, а потом дать возможность ребятам посмотреть, пофотографироваться. Там если по каким-то предметам делают экскурсию, то из запасников выносим. Ну, как сейчас вот очень модно, да, чтобы пощупали. Ну, нравится пощупать, сфотографироваться с чем-то там. Имеющую какую-то историческую ценность. Вспомнить, что у бабушки такое же. Должно быть, скорее, у прабабушки такое же видел. ТхЖ47
Музей Медицинского колледжа
открыт в честь 50-летия, в 2011 г. Экспозиция с материалами о тихвинцах-военных и военных медиках. Материалы по истории колледжа, история здравоохранения. Материалы для экспозиции собирали 2 года педагоги, студенты и жители района. Экспонаты: письма с фронта, дневники стройотрядов 1970-1980-х, книга почета, старинные медицинские инструменты, фотогалерея прошлых выпусков медучилища.
Оказалось очень много фотографий, целые коробки фотографий, которые иллюстрируют работу училища. Поэтому, когда мы запустили такой проект свой, да, Тихвинский медицинский колледж – Историко-краеведческий музей, мы сразу определили, что, мм, часть стендов мы посвятим истории Тихвинского здравоохранения. ТхЖ без возраста
И вот там, вот на тех стендах, вы увидите подлинные документы - те же письма с фронта или, например, письмо ветерана в подлиннике. Ну вот говорят, что я варварски поступила, поскольку вот такие материалы на стенд, что они делают копии, фотографии, поэтому, наверное, с точки зрения музейного дела сделано более грамотно, и привлекло специалистов, я не специалист, я учитель. ТхЖ без возраста
Музей инструмента и ремесел в Духовно-просветительском центре «Воскресение» (г. Тихвин, ул. Знаменская)
Коллекция передана от другого владельца, содержит более 1000 тысячи инструментов, а также макетов шлюзов и судов, большинство инструментов в рабочем состоянии.
Мне от педагога нужно только, чтобы у него была укомплектована группа, что у меня был список этих детей, телефоны родителей, чтобы он был заинтересован в этом творческом процессе. А творить и делать они могут всё, что они хотят в рамках света, добра истины, всего то того, что как нравственный ориентир дает Христос, дает Господь - нравственный ориентир. ТхЖ61
Мне как человеку, в кавычках, эстетствующему, очень сложно было полюбить какой-то хлам, который в моей деревне в сарае в каждом можно найти: деревянные грабли, ну и так далее. Но когда я стала читать о людях, которые создавали, которые его значит, которые делали выставки, о людях, которые хранили там, в своих … чуланах. Когда я прочитала… какой век, какой инструмент, и какая инженерная мысль туда заложена предком нашим. И когда я поняла, что принцип работы какого-то инструмента и технического приспособления до сих пор не понят современными инженерами, при всех наших моделированиях и три дэ (3d), я поняла, что нет, есть смысл… Для меня стало интересно. …Я влюблена в эти вещи. ТхЖ61
Тихвинская икона, осеняющая город. Витраж в здании Духовно-просветительского центра:
Белая усадьба, или Дом священника о. Сергия Гарклавса, расположен напротив монастыря, на берегу р. Тихвинки. Экспозиция открыта в 2021 г., есть мемориальная комната о. Сергия Гарклавса, последнего хранителя Иконы Тихвинской Божьей матери, вернувший ее в 2004 г. в Успенский мужской монастырь. На фото ниже: кабинет о. Сергия Гарклавса
«Для иконы, она 88 на 66, такого размера [была], на дубовой доске, вместе с ризой около 30 килограмм, для того чтобы ее переносить, был сделан такой специальный ящик на брезентовых ремнях. Но, как отец Сергий вспоминал, что он не чувствовал тяжести. Он говорит: «Богородица сама мне все время помогала, – и говорит, – не чувствовал вообще ее, эти 30 килограмм. Все-все удивлялись, как, говорит, я это вынес? а я, говорит, – даже не знаю (смеется). Она, сама, – говорит, – сама меня несла» (ТхЖ63).
Батюшка всегда говорил, что он хотел бы, чтобы его дом был местом встреч каких-то вот таких, чтобы здесь собирались люди, беседовали. И поэтому он даже место купил там за рекой, чтобы построить себе маленький какой-нибудь дом, но, к сожалению, не успел. И поэтому, когда этот дом его наследники передали монастырю, тут было решено сделать вот такую экспозицию, как батюшка и хотел, как и желал при своей жизни (ТхЖ63).
Здесь находится одна из трёх Великих русских икон, поэтому однозначно все идут к чудотворной Тихвинской иконе Божией матери. <…> Вот, у неё такая человеческая история, очень сложная. Она там по лагерям беженцев ходила. И вот Отец Сергий Гарклавс, который её вернул к нам. Встречались же с ним в библиотеках, пока вот он был жив – он рассказывал, что шестнадцатилетним подростком он принял её на себя как крест вот свой личный. В шестнадцать лет, подросток. И пронёс её по лагерям беженцев – вот Лиепая там, Латвия, они – потом, когда оказались они в Чикаго с этой иконой – и вот он её потом привёз уже в таком возрасте солидном - и не смог же уехать от неё. ТхЖ50
Музей «Келья монахини» во Введенском женском монастыре, открыт в 2021 г.
Экспозицию по жизни обители, истории Введенского монастыря собирали полгода; есть стенды и витрины с мемориальными экспонатами, есть вещи свмч. Николая Канделяброва (иерея Свято-Троицкой церкви д. Сенно) и протоиерея Николая Васильевского.
территория Введенского монастыря, памятная стела репрессированным священнослужителям
Ансамбль народной песни «Кумушки»: беседа об истории коллектива, фотоальбомы.
Это наше самое начало, да, там видите обстановка воссоздана, картины, там печь была, по-моему, вот так выложена, где мы сидели рядышком…Мы не претендуем на аутентичность, мы не аутентичный фольклор. …Нас…назвали /смеется/ творцами современного фольклора. Хотите верьте, хотите нет, потому что мы в своей деятельности не чураемся ничего, мы идем навстречу и открыты всему. ТжЖ50
14 октября - самая такая дата, трагическая, когда произошла бомбежка. И у нас четыре памятных места, связанных с этой трагедией. Это вот могила пожарных, это могила ленинградцев, детей, погибших при эвакуации, при том, что там дети от одного месяца до там, до 18 лет. (ТхЖ57).
Тихвинцы опять же вспоминают, когда это всё началось вот э… рельсы, как вот шпильки вот скручивались, то есть здесь было просто месиво, просто месиво. Тут все пылало, было видно там за несколько километров, а… останки… трупы, вот это вот руки, ну, в общем, летало за полтора километра, находили вот эти останки. То есть это было вот вообще все… вот ад кромешный. Опять же местные жители рассказывают, что красноармейцы, которые … раненые, кто мог выползти вот под путями … Вот люди ползли просто на руках, в этом… месте дорога была практически красная, куда-то заползти, потому что… разрывы были такой силы адской. Кто-то, возможно, выжил, кто-то, возможно, ну вот… О таких событиях тоже ведь не любили долго говорить, знаете, да, до 65-го года даже ордена не носили и медали люди, всё это было как-то так. (ТхЖ57).
Братская могила пожарных на старом кладбище, справа – памятник погибшим ленинградским детям там же.
Памятник жертвам бомбежки - погибшим детям на привокзальной площади г. Тихвин.
Комната боевой славы в Молодежно-спортивном центре
Городская библиотека им. Я. И. Бередникова, филиал №1
Так как, значит, библиотека дореволюционная погибла, вот, городская.. хотя в документах она числится именно, называется городская библиотека. Содержали ее, кстати говоря, тихвинцы, в том числе и дочка Бередникова Якова Ивановича, кото…, имя которого мы носим, вот. Ну и в 54-м году, так как по Лен. области, а, по-моему, вообще по всей стране было, ну, как бы приказано организовать обязательно городские библиотеки, ну, кроме районных, районная существовала. Ну, и вот в 1954-м году, по крайней мере в нашей Ленинградской области несколько, я знаю, что несколько библиотек именно городских организовалось, вот. ТхЖ67
В 75-м году наш город стал дружить с городом Иматра, побратимом нашим, финский город Иматра, и вот как раз, как сказать, этим тоже немножко занимаюсь, ну так…Побратимские отношения вас не интересуют, я просто два слова скажу, что город имеет побратимские отношения с Францией, город Эрувиль-Сен-Клер и Иматра, Финляндия. [И: А как вот они вообще были выбраны то вот эти города?] Иматра как – тогда между областью Ленинградской и Финляндией, южной Финляндией, конкретно южной Финляндией, как сказать, по линии правительства была договоренность, что выбрать себе города побратима, вот я знаю, что Сланцы были там, еще несколько городов Ленинградской области, но никто не сохранил эти связи кроме нашего Тихвина. Вот такие долго… Это, конечно, зависит и от воли той стороны, ну то есть, кто был председателем обществ дружбы, то как бы и сохранял. Ну так получилось, что одну из первых делегаций финских, которые к нам приходили в библиотеку, я как раз принимала, потому что я исполняла в тот момент обязанности заведующей… ТхЖ67
Центральная детская библиотека – «Библиотека имени тебя» (БИТ)
Сохраненные образцы деревянной резьбы и скульптур местного мастера и другие фото в папке
Мы делали библиотеку для людей всё-таки, здесь не хранилище какое-то прям…поэтому Библиотека имени Тебя – это прямой посыл к ребёнку, что ты здесь главное событие, в этой библиотеке. Мы ориентированы на персональные проекты, очень любим персональные, например, выставки детские – вот когда ребёнок открывает сам выставку, именно на конкретного ребёнка идут, с ним знакомятся, важно, что – как он говорит, его интересы, его как бы творчество и так далее, мы так и говорим иногда, что сегодня библиотека имени Насти Павловой, например. Вот, тут такое диало- диалогичное общение. Дальше БИТ – это сокращённо, вы знаете, одна восьмая байта – мы перешли на цифровизацию, у нас RFID-оборудование появилось. Так, RFID-оборудование, шаг вперёд, электронный читательский билет. Для нас это оно дорогостоящее, эти ворота всё это вот мы – и сейчас электронная книга выдачи. <…> Ну ещё всегда говорю, что бит – это, знаете, как биение сердца малой библиотеки. Бит, ритм. Потому что модельные библиотеки – это не секрет, они живут совсем в другом ритме, коллективы, чем обычные библиотеки. ТхЖ50
Теперь они не сидят в залах – библиотекари. Вот так, знаете, как церберы («насупливает» интонационно, делает голос «злым», изображая «церберов»). Не сидят. Вот они в зоне лобби тут их записывают, а в залах они делают, что хотят там. У них там свобода, и- и- и здесь комфортно, здесь уютно. Здесь тепло (смеётся). Здесь доброжелательно. Здесь они [дети] вот, что хотят, то могут делать, вот правда. ТхЖ50
О резьбе: Зал детства для маленьких. Аа, ээ вот, он, видите, совершенно в другом ключе. Вот эээ – музей, память. Вот, пожалуйста, у нас эээ здесь вот можно сказать о том, что у нас была задача сохранить вот все эти деревянные скульптуры, деревянные панно… [А у вас они были, да?..] Они у нас были изначально, да. Это подарок вообще уникальной резчицы по дереву, аа у нас была такая резчица… Вот её не стало. Два года назад <…> Вот здесь горница-узорница. <…> Предлагали нам от этого избавиться, когда мы стали модельной. Но отказаться мы не можем <…> Вот эти все деревянные скульптуры. Дети их любят. Мы не можем как бы их никуда, допустим, там продать, мы не можем никуда деть. Вот. И когда мы вот открывались, их надо было чуть-чуть реставрировать… ТхЖ50
О проекте «Семейное чтение»: Мы изучаем –семейное чтение, изучаем не книгу, а человека. Эээм кто явился авторитетным читателем в семье, как передавались книжные, как передавались домашние библиотеки. <…> у нас диктофоны, мы берём интервью. Инструмент этого исследования – это интервью. У нас есть – ну специальные вопросники, на каждый год они разные. Ээ сперва мы интервьюировали целыми классами, а потом ушли в семью. А и – дальше интервьюировали ээ ка- каждого члена семьи, практически одни и те же вопросы, то есть с разных точек зрения. Тогда вырисовывается такая картина боле менее объективная, то есть это не анкетирование, когда человек подумал – написал. И вот тогда идёт работа с памятью – люди во время интервью такие вещи начинают рассказывать. ТхЖ50
Мы стараемся сохранять память Тэффи. То есть, у нас нет, конечно, каких-то там подлинных… Знаете, как у нас тут недавно звонили: «Нам нужно подлинная подпись Тэффи, у вас, наверно, есть». Нет, у нас нет. <…> Тэффи тут не была (смеется), как вы понимаете, не проезжала здесь, не гостила у нас в библиотеке. Мы, когда открывали нашу библиотеку, хотели, чтоб она была близка горожанам, чтобы горожане как бы приняли участие в ее открытии, мы очень хотели этого. И мы объявили конкурс на название. Было 160 предложено названий, очень активно включились у нас жители в это дело. Названия были очень странные… И вдруг, откуда ни возьмись, взялась Тэффи. И тут все вспомнили: действительно, у нас же Тэффи и замуж выходила, и детей родила, и венчалась она в нашем соборе, и она такая, оказывается, фигура-то очень-очень интересная. Когда мы взялись ее изучать, мы поняли, что это – потрясающая женщина. Она, действительно, достойна того, чтобы мы носили ее имя. Так появилась «Тэффи». И, соответственно, теперь мы, потому что мы «Тэффи», мы не можем никуда обойти эту фигуру. Это творчество, эту писательницу. И, конечно, мы стали центром хранения, сбора информации о Тэффи. ТхЖ без возраста
Создано / Изменено: 7 сентября 2023 / 6 ноября 2023
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
e-mail: lmaz@mail.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51, Уральский федеральный университет, департамент "Исторический факультет", ауд. 482, Международный центр демографических исследований
Телефон: +7 (343) 350-75-32