Размер шрифта: A A A A

Цвет сайта: A A A

Изображения:

Обычная версия

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

База данных «Личные дела о восстановлении в избирательных правах, лишенных за занятие торговлей»

(Составители: Михеева Т. А., Шамгунов Н. Н., Килин А. П.)

 

 В фонде Облисполкома Государственного архива Свердловской области Р-88 имеется четыре описи №№ 6,7,8 и 9, в которые включено несколько десятков тысяч дел раскулаченных, спецпереселенцев о восстановлении и лишении избирательных прав. Следует отметить, что дела занесены в описи в алфавитном порядке, без указания основания для лишения. Это затрудняет выборку при изучении отдельных категорий граждан. Большой массив документов предполагает использование математических методов исследования при анализе данного исторического источника.

С целью обработки личных дел граждан, возбудивших ходатайство о восстановлении в избирательных правах, лишенных за занятие торговлей, была создана анкета, при помощи которой происходила обработка материала на основе метода контент-анализа.

Исходя из поставленных исследовательских задач вопросы, содержащиеся в анкете можно условно подразделить на следующие информационные блоки:

1.      Демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение, количество членов семьи, характеристика семьи, место рождение и проживание и т.п.)

2.      Экономические характеристики хозяйства лишенца (вид деятельности, наличие земельного надела, скота, сельскохозяйственного инвентаря, использование наемных рабочих и т.д.)

3.      Торговая деятельность (причины начала торговой деятельности, характер торговли, продолжительность, характер выбранного патента, ассортимент торговли, совмещение торговли с другими видами деятельности и т.п.)

4.      Административные процедуры, связанные с лишением избирательного права и восстановлением в правах (время лишение избирательного права, основание для лишения, наличие оснований для восстановления, характеристики органов власти, прохождение жалобы через различные инстанции и т.п.)

Описание и характеристика базы данных.

Для обработки информации была спроектирована универсальная база данных, позволяющая вводить и анализировать данные лишенных избирательных прав за занятие торговлей. При создании структуры базы учитывались особенности источника (его массовость и многоплановость), а также удобство последующего использования. К особенностям источника можно отнести отсутствие агрегирования информации (первичный ее срез – уровень отдельных объектов), соединение разнотипной информации. С этой целью был разработан ряд таблиц и форм, облегчающих ввод и обработку внесенных данных.

Для внутреннего представления данных были созданы следующие таблицы:

1. Таблица question

Название поля

Тип

Описание

Question_id

Численный

Номер вопроса

Question_text

Текстовый

Текст вопроса

2. Таблица answer

Название поля

Тип

Описание

Question_id

Численный

Номер вопроса

Answer_id

Численный

Номер ответа

Answer_text

Текстовый

Текст ответа

3. Таблица voice (для хранения результатов анкеты для каждого лишенца)

Название поля

Тип

Описание

Person_id

Численный

Номер лишенца

Question_id

Численный

Номер вопроса

Answer_id

Численный

Номер ответа

4. Таблица person
( для хранения списка лишенцев и определенного набора данных о каждом)

Название поля

Тип

Описание

Person_id

Численный

Номер лишенца

Person_fio

Численный

Фамилия, Имя, Отчество

Person_birthplace

Текстовый

Место рождения

Person_livingplace

Текстовый

Место жительства

Таким образом, таблицах № 1 – 2 хранится информация, относящаяся к набору вопросов и вариантов ответа на них, а в последующих двух – к тому, как конкретные люди отвечали на эти вопросы.

Создание таблиц question и answer объясняется структурной необходимостью. Их данные используются:

  1. при вводе информации в форму в виде расшифровки номера вопроса и списков вариантов ответов;
  2. при создании перекрестных запросов.

Такое построение облегчает занесение данных при заполнении формы ввода и формы запроса.

Таблица voice содержит записи по ответам каждого «лищенца» на каждый вопрос. Отметим, что именно на основе данных этой таблицы будет производится выборка на выполнение запросов.
Таблица person используется для хранения данных открытых вопросов, например, место жительства и т. п.
Для упрощения процесса ввода данных с помощью средств Microsoft Access была написана форма. В принципе, режим формы является основным для внесения или изменения табличных данных. Для создания связи между записями таблицы и формой, являющейся источником данных для таблицы, используются графические объекты, называемые элементами управления. Чаще всего для отображения и ввода данных используется поле. Построенная нами форма также имеет определенный набор элементов управления в виде «полей со списками», которые позволяют выбрать ответ на вопрос из нескольких вариантов. Таким образом, пользователь может либо вносить в поля закодированные номера ответов напротив номера каждого вопроса (при этом текст любого вопроса визуализируется при наведении курсора мыши на соответствующий номер), либо выбирать нужный вариант из списка. Также имеется ряд полей для заполнения вручную. Это открытые вопросы из дел «лишенцев». Занесение информации в некоторые из этих полей является обязательным. Процедура сохранения введенных данных осуществляется автоматически с помощью специально написанной программы при переходе к делу следующего «лишенца». Изменение данных также ведется в режиме формы.
Для анализа связей внесенных данных создана еще одна форма, которая позволяет выбирать несколько определенных вопросов и, тем самым, анализировать по результатам выполнения запроса взаимозависимость всех возможных вариантов ответа на них. Подобные запросы могут быть сконструированы при необходимости для любого ряда вопросов. Это и обеспечивает выполнение  основных задач анализа. Например, на основании выбранных вопросов возможно определить социальный облик торговцев Урала путем сопоставления, например, сословного происхождения, национальности и образования торговца и т. п.

 

Программное обеспечение: СУБД Microsoft Access.