Размер шрифта: A A A A

Цвет сайта: A A A

Изображения:

Обычная версия

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

Раннесоветское общество как социальный проект: идеи, механизмы реализации, результаты конструирования.

* грант Российского научного фонда (проект №16-18-10106).

Основной научной проблемой данного проекта является изучение истории раннесоветского общества (1918 - 1936 гг.) в контексте концепции социального проектирования с целью определения его естественных границ, возможностей и условий эффективной реализации.

Ранняя советская история (1918–1930-е гг.) представляет собой уникальный опыт социального проектирования, нацеленного на построение нового общества.

Итогом социального конструирования стало:

– в экономической сфере – создание новой плановой командно-административной модели экономики;

– в политической – появление советской формы государства под жестким контролем коммунистической партии;

– в социальной – формирование упрощенной трехчленной структуры общества, включающей два класса – рабочих и крестьян-колхозников, а также социально разнородную группу служащих, которая обозначалась понятием «прослойка»;

– в культурном – создание особого типа советской культуры – управляемой, идеологически детерминированной, подчиненной интересам власти.

Результат социального конструирования заметно отличался от первоначальных планов и представлений, что позволяет выдвинуть тезис о существовании объективных границ социального конструирования для разных объектов (экономических, социальных, культурных и проч.), а также сделать выводы о необходимых условиях и предпосылках эффективного социального конструирования.

Основной задачей данного проекта является попытка рассмотреть процессы «социалистического строительства» в 1918–1936 гг. через призму идей социального проектирования, как опыт конструирования «идеального» общества. В ходе реализации исследовательского проекта планируется оценить соотношение идей, положенных в основу коммунистического проектирования и его результатов; уточнить естественные границы социального проектирования; выявить взаимосвязь и взаимовлияние целей и механизмов социального конструирования и их взаимную трансформацию.

Научным коллективом ведутся исследовательские работы по следующим направлениям:

1. Уточнение понятийного аппарата и применимости основных концептов теории социального проектирования к изучению исторических процессов. (отв. Л.Н. Мазур, О.В. Горбачев, В. А. Бондарь)

2. Анализ технологий проектирования, изучение практики разработки советского проекта субъектами проектирования (власть, идеология, наука) в целом и в основных частях позволяет оценить его конечную результативность. (отв. Л.Н. Мазур, О.В. Горбачев, В. А. Бондарь)

3. Анализ трансформации социальной структуры российского общества, в том числе реализации идеи равенства в советском проекте. Исследовательский проект ставит целью рассмотрение социальной стратификации советского общества в изучаемый период в целом, а также процесса формирования новых социальных групп и классов, которые должны были заменить сословия и классы царской России. В этом процессе имелись две составляющие:

– конструирование новой социальной стратификации и ее маркировка в соответствии с представлениями о социалистическом строе;

– "воспитание и перевоспитание" советских граждан, т.е. формирование новой идентичности советского человека (национальной, социальной, политической). (отв. М. И. Вебер)

4. Изучение опыта проектирования социальных микроструктур, в частности, семьи и семейно-брачных отношений. 1920-е гг. вошли в историю России как время активного реформирования семьи, в основе которого лежали, во-первых, объективные модернизационные факторы, обеспечивающие постепенный и закономерный трансфер семьи от традиционного формата к современному; а во-вторых, попытки социального конструирования института семьи в соответствии с коммунистическими идеями и представлениями о роли и месте семейной организации в обществе будущего. В результате комплексного влияния этих факторов семейные процессы в СССР приобрели специфические черты, сложившиеся, в том числе, и под влиянием идеальных представлений об обществе будущего. (отв. Л. Н. Мазур, О.В. Горбачев)

5. Изучение влияния идеальных представлений (идеологического заказа) и реальной хозяйственной практики, создание нового типа экономики – плановой, административно-командной. Интересным и перспективным представляется изучение процессов трансформации частного сектора в промышленности,  торговле, финансах, а также крестьянского хозяйства. Другой важный сектор в многоукладной экономической системе России 1920-х гг. – это крестьянское хозяйство, которое составляло организационную основу аграрной экономики. Аграрный советский проект начал разрабатываться в 1918 г. и был ориентирован на параллельную реализацию двух моделей развития аграрного сектора – государственной и кооперативной. Его можно оценить как результативный, и хотя первоначальная задача кооперирования (создание коммун) не была реализована, тем не менее план кооперации сельского хозяйства оказался жизнеспособным и был доведен до конца. (отв. О.М. Семерикова, А. П. Килин)

6. Изучение пространственной реорганизации раннесоветского общества. Административно-территориальные преобразования 1920-х гг. имели цель удержания политической власти. Тем не менее, при создании Уральской области была осуществлена попытка опереться на идеи экономического районирования. В рамках заявленного проекта предполагается сравнительный анализ административно-территориальных преобразований, эволюции форм миграции в контексте ресурсной составляющей советского проекта. Планируется определить возможности и ограничения административного регулирования мобильности населения в 1920–1930-е гг., и, шире, – возможности социального проектирования пространственной мобильности населения. Изучение пространственной реорганизации тесно связано с представлениями о поселенческой структуре советского общества, в частности, об образе социалистического города, конструирование которого в формате градостроительных планов началось еще в 1920-е гг. Разработка концепции соцгорода и ее трансформация позволит дополнить анализ пространственной динамики раннесоветского общества. (отв. О.В. Горбачев, О. С. Поршнева ,Т. В. Соловьева)

7. Изучение механизмов социального конструирования. В качестве основных инструментов при реализации советского проекта использовались правовые (законотворчество 1918–1920-х гг.), пропагандистско-идеологические (труды руководителей партии и правительства), пропагандистско-агитационные (кино, печать, радио) каналы; партийно-контрольные и репрессивные мероприятия. Конструирование нового общества осуществлялось на основе противопоставления буржуазной и коммунистической идей. Пропаганда и агитация стали основными инструментами социального конструирования, подчинив себе все основные информационные каналы. Особое внимание будет уделено художественному кинематографу, которому с самого начала отводилось особое место в борьбе за сознание и душу граждан молодого советского государства. (отв. Л.Н. Мазур, О. В. Горбачев)

Руководитель проекта - доктор исторических наук Л. Н. Мазур.