Размер шрифта: A A A A

Цвет сайта: A A A

Изображения:

Обычная версия

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

1. Успенская («Малая») часовня в г. Екатеринбурге Пермской губернии.

Начало XX в. Автор неизвестен. 966×785 pix. 300 dpi. 747 Kb. Иллюстрация в книге: Уральская икона. Екатеринбург, 1998. С. 297 (использован оригинал из семейного архива Н. Гончаровой). Копия в фотофонде ЛАИ УрФУ. Здание Успенской старообрядческой часовни беглопоповцев (часовенных) было сооружено 1780-х гг., в 1824 г., в период царствования Александра I, было пристроено алтарное помещение, в 1826 г. поставлен купол. В отличие от Никольской («Большой») она была одноэтажной и не столь вместительной, за что и получила свое второе название «Малая». В 1910 г. в ней побывал в качестве «экскурсанта» командированный из Санкт-Петербурга для надзора на I Всероссийский съезд часовенных чиновник особых поручений Тарановский, которому старообрядцы «с неподдельной грустью» показывали хранящиеся здесь неосвященный престол и царские врата, «кои пребывают заключенными, ибо нет лица, которое правомочно было бы прикоснуться к великой святыне»[1]. Закрыта в 1930 г. и вскоре снесена.

Библиография: Бабыкин К. Т. Архитектурная старина Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет (1723–1923). Екатеринбург, 1923. С. 160–161; Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995. С. 90; Ворошилин С. И. Из истории церковного строительства в Екатеринбурге // Уральская старина. Вып. 2. Екатеринбург, 1996. URL: http://www.1723.ru/read/books/voroshilin.htm (дата обращения: 05.05.2016); Голобородский М. В. Архитектура деревянных храмов старообрядцев // Домострой. 2001. № 4 (16); Голобородский М. В. Архитектура храмов Екатеринбурга: XVIII–XIX вв.: дисс. на соиск. уч. степ. канд. архитектуры. Екатеринбург, 2004.


[1] РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 63. Л. 85–85 об.


2. Никольская («Большая») часовня в г. Екатеринбурге Пермской губернии.

1908 г. Автор неизвестен. 250×337 pix. 72 dpi. Размер 258 Kb. [Электронный ресурс] // All-phoro.ru: Старообрядчество в дореволюционной России. По материалам журнала «Церковь» (1908–1914). URL: all-photo.ru/temples/index.ru.html (дата обращения: 17.11.2012). На сайте использован оригинал из издания: Церковь. 1908. № 35. С. 1199. Датировка произведена на основании данной публикации. Копия в фотофонде ЛАИ УрФУ – LAI ft 020. На фотографии представлена старейшая старообрядческая Никольская (до 1812 г. — Покровская) часовня, построенная в конце XVIII в. На протяжении 130 лет она находилась в ведении Екатеринбургского общества беглопоповцев (часовенных). В 1930–1940 гг. после кампании по закрытию церквей она осталась единственным действующим старообрядческим храмом, где было разрешено собираться нескольким направлениям: в нижней части служили единоверцы, в верхней части у алтаря – часовенные, в западной части верхнего этажа – белокриницкое согласие. В марте 1941 г. закрыта.

Библиография: Бабыкин К. Т. Архитектурная старина Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет (1723–1923). Екатеринбург, 1923. С. 160–161; Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995. С. 90–92; Голобородский М.В. Архитектура деревянных храмов старообрядцев // Домострой. 2001. № 4 (16); Корепанов Н. С. Первая старообрядческая часовня Екатеринбурга // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. 2. Екатеринбург, 2006. С. 100–106; Голобородский М. В. Архитектура храмов Екатеринбурга: XVIII–XIX вв.: дисс. на соиск. уч. степ. канд. архитектуры. Екатеринбург, 2004.


3. Планы и изображения Успенской и Никольской часовень старообрядцев часовенного согласия, Екатеринбург.

Начало XX в. Автор неизвестен. 1164×709 pix. 300 dpi. Размер 2,37 Mb. [Электронный ресурс] // Екатеринбург+Свердловск. URL: www.1723.ru/read/dai/dai-46.htm (дата обращения: 17.11.2012). На сайте использован оригинал из издания: Голобородский М. В. Архитектура деревянных храмов старообрядцев // Домострой. 2001. № 4 (16). Копия в фотофонде ЛАИ УрФУ.

Библиография: Бабыкин К. Т. Архитектурная старина Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет (1723–1923). Екатеринбург, 1923. С. 160–161; Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995. С. 90; Ворошилин С. И. Из истории церковного строительства в Екатеринбурге // Уральская старина. Вып. 2. Екатеринбург, 1996. URL: http://www.1723.ru/read/books/voroshilin.htm (дата обращения: 05.05.2016); Голобородский М. В. Архитектура деревянных храмов старообрядцев // Домострой. 2001. № 4 (16); Голобородский М. В. Архитектура храмов Екатеринбурга: XVIII–XIX вв.: дисс. на соиск. уч. степ. канд. архитектуры. Екатеринбург, 2004.


4. Состояние здания Никольской часовни, принадлежавшем до 1917 г. старообрядцам-часовенным г. Екатеринбурга.

2008 Автор – Molega (сообщение от 27.4.2008, 22:39). 743х496 pix. 82 dpi. Размер 140 Kb. [Электронный ресурс] // Форум Екатеринбург+Свердловск. > Архитектура Екатеринбурга+Свердловска. > Архитектура Екатеринбурга первой волны. URL: 1723.ru/forums/index.php (дата обращения: 17.11.2012). Копия в фотофонде ЛАИ УрФУ – LAI ft 022. После закрытия в марте 1941 г. здание Никольской старообрядческой часовни, одно из старейших деревянных строений Екатеринбурга, использовалось в течение полувека под хозяйственные нужды городских предприятий. В 1990-е гг. оно, уже в весьма обветшавшем состоянии вновь предлагалось для передачи старообрядцам с тем, чтобы они сами провели восстановительные работы, средств для которых у верующих не было. Разрушение здания продолжалось более 15 лет, к 2008 г. была утрачена крыша и часть второго этажа.


5. Состояние здания Никольской часовни, принадлежавшем до 1917 г. старообрядцам-часовенным г. Екатеринбурга.

Перед сносом в июне 2008 г. Автор – Molega (сообщение от 27.4.2008, 22:39). 743х496 pix. 82 dpi. Размер 144 Kb. [Электронный ресурс] // Форум Екатеринбург+Свердловск. > Архитектура Екатеринбурга+Свердловска. > Архитектура Екатеринбурга первой волны. URL: 1723.ru/forums/index.php (дата обращения: 17.11.2012). Копия в фотофонде ЛАИ УрФУ.


6. Часть дома купца Харитонова в г. Екатеринбурге Пермской губернии, в котором находился иконостас опечатанной старообрядческой домовой молельни.

1908–1909 гг. Автор неизвестен. 305×250 pix. 72 dpi. 236 Kb. [Электронный ресурс] // All-phoro.ru: Старообрядчество в дореволюционной России. По материалам журнала «Церковь» (1908–1914). URL: all-photo.ru/temples/index.ru.html (дата обращения: 17.11.2012), на сайте использован оригинал из издания: Церковь. 1909. № 13. С. 458. Датировка произведена на основании данной публикации. Копия в фотофонде ЛАИ УрФУ.

Библиография: Бабыкин К. Т. Архитектурная старина Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет (1723–1923). Екатеринбург, 1923. С. 155.


7. Часть дома купцов Харитоновых-Расторгуевых в г. Екатеринбурге, где до 1922 г. находился старообрядческий иконостас.

1920–1930-е гг. Автор неизвестен. Фотоотпечаток на бумаге 147×96 мм. Фотофонд ЛАИ УрФУ.

Библиография: Бабыкин К. Т. Архитектурная старина Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет (1723–1923). Екатеринбург, 1923. С. 150–157; Голобородский М. В. Архитектура храмов Екатеринбурга: XVIII–XIX вв.: дисс. на соиск. уч. степ. канд. архитектуры. Екатеринбург, 2004.


8. Часть дома купцов Харитоновых-Расторгуевых в г. Екатеринбурге, где до начала 1920-х гг. находился старообрядческий иконостас.

1920-е гг. Автор неизвестен. Фотоотпечаток на бумаге. 169×98 мм. Фотофонд ЛАИ УрФУ. Пространство перед особняком, бывшая Вознесенская площадь, с 1919 по 1956 гг. носило название «Площадь Народной мести», поскольку с западной стороны её стоял Ипатьевский дом, где была расстрелян Николай I с семьй. Позднее переименовано в Комсомольскую площадь.


9. Старобрядческий иконостас домовой моленной в усадьбе купцов Харитоновых-Расторгуевых.


1910-е гг. Автор неизвестен. 1075×783 pix. 72 dpi. 832 Kb. Иллюстрация в книге: Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. С. 220 (использован оригинал из фондов СОКМ). Копия в фотофонде ЛАИ УрФУ. Иконостас был устроен купцом-старообрядцем беглопоповского согласия Львом Ивановичем Расторгуевым в 1814 г. во флигеле только что возведенной усадьбы. Почти все иконы для него были выполнены мастерами-иконописцами Богатыревыми. В 1834 г. молельня была опечатана властями и простояла в таком виде до 1918–1919 гг., когда иконостас был сломан, а иконы свалены в придомовом сарае. В 1921–1922 гг. сотрудникам Уральского общества любителей естествознания удалось найти и перевезти иконы в будущий областной краеведческий музей.

Библиография: Бабыкин К. Т. Архитектурная старина Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет (1723–1923). Екатеринбург, 1923. С. 150–157; Гончарова Н. А. Невьянское иконописное наследие в музеях Екатеринбурга. Страницы истории // Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. С. 216–226.


10. Старообрядческий иконостас моленной в усадьбе купцов Харитоновых-Расторгуевых.

1908–1909 гг. Автор неизвестен. 305×250 pix. 72 dpi. 236 Kb. [Электронный ресурс] // All-phoro.ru: Старообрядчество в дореволюционной России. По материалам журнала «Церковь» (1908–1914). URL: all-photo.ru/temples/index.ru.html (дата обращения: 17.11.2012). На сайте использован оригинал из издания: Церковь. 1909. № 13. С. 458. Датировка произведена на основании данной публикации. Копия в фотофонде ЛАИ УрФУ. Вариант предыдущего снимка, снятый с другого ракурса.

Библиография: Бабыкин К. Т. Архитектурная старина Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет (1723–1923). Екатеринбург, 1923. С. 150–157; Гончарова Н. А. Невьянское иконописное наследие в музеях Екатеринбурга. Страницы истории // Невьянская икона. Екатеринбург, 1997. С. 216–226.